Российская «железка» и новые технологии

Живой пример, как современные технологии и конкуренции буквально на глазах делают жизнь в нашей стране удобнее – экономя нам время, силы и деньги для действительно важных дел.

Давайте прежде вспомним, как покупался билет на поезд в России (скажем, в Москве) раньше. Между прочим, этот способ до сих пор работает – при желании можете испытать его на себе, если предпочитаете не искать легких путей.

Итак, специально едешь на ж/д вокзал в Москве (к счастью, на любой, а не только на вокзал отправления). Там, как водится, у касс дальнего следования стоит говорливая толпа таких же как ты желающих приобрести билет. Присматриваешься, выбираешь окошко в кассу, чтобы народу к нему было поменьше. Тут еще надо всегда учитывать заранее, когда у этого окошка ближайший технологический перерыв будет – расписание у каждого окошка предварительно посмотреть. Обычно перерывы случаются каждые 2 часа.

Выстаиваешь очередь в кассу. Никогда не угадаешь, сколько простоишь, пока дойдешь до заветного окошка – 10 минут или час-полтора. Если же обманулся – не угадал с окошком и оно прямо перед тобой закрылось на перерыв – все это время в очереди потрачено впустую. И придется становиться в очередь к другому окошку по-новой! И снова ждать…

Кстати, это только написано, что на отходящие поезда билеты можно купить вне очереди. На деле же «доброжелательные» будущие пассажиры тебя без очереди скорее всего не пропустят, если ты хотел бы по-быстрому купить билетик на поезд в последний момент. Ведь им тоже не хочется лишнее время ждать. А уж покупающих билет заранее даже слушать насчет «можно мне пройти вперед?» никто не станет. Тут же укажут на место в конце вереницы людей у окна!

Вот, наконец, до тебя дошла заветная очередь. Наклоняешься к окошку и так, чтобы тебя было слышно кассиру, сообщаешь, куда хочешь ехать. Выслушиваешь от кассира варианты рейсов и билетов, что есть в продаже (а голос кассира надо еще умудриться разобрать в гуле вокзала). На деле кассир озвучивает не все варианты, а тебе надо каждый из них запомнить на слух и сопоставить с остальными – распечатку-то тебе не дают и монитор с вариантами не показывают. В уме в спешке прикидываешь, какой вариант выбрать – народ за спиной долго раздумывать не позволяет. Чуть замешкался – недовольные голоса добавят «оптимизма».

Очевидно, в такой ситуации тебе скорее «продают» билет, а не ты его покупаешь. А уж где именно в вагоне окажется то место, куда достался билет, ты поймешь только в поезде. Конечно, если ездишь часто в вагонах разных типов, по опыту соображаешь, где оно примерно находится, но такой опыт есть не у всех, а в наших поездах даже для знающих бывают сюрпризы. А спросить у того же кассира обычно некогда – ожидающие за твоей спиной не забывают о себе «по-доброму» напоминать.

Хорошо, решил, какой билет брать. Оплата – только наличными. Если надо оплатить картой, надо было думать заранее, чтобы выбрать окошко, где имеется платежный терминал. А они есть на везде.

Без паспорта тебе билет не продадут. Особенно это «приятно», когда надо купить билеты на несколько человек. Все их паспорта должны быть у тебя с собой — иначе все старания вхолостую. Впрочем, иногда сгодятся ксерокопии паспортов.

Уф, теперь заветный билет в твоих руках. А цена вопроса – всего-то «несколько часов» времени, потраченных как в поездке до вокзала и обратно, так и в приятном ожидании «на ногах» в обществе исключительно доброжелательных сограждан.

Да, можно сэкономить время, купив билет в агентстве. Но за это удовольствие надо платить дополнительно, в том числе за курьерскую доставку билета. Пожалуй, стОящая доплата для сохранения времени и нервной энергии. Но вовсе не денег.

Несколько лет назад всё поменялось. Как именно, давайте посмотрим на реальном конкретном примере.

В прошедшие выходные ездили с супругой в наш родной город Тула – поздравить мою маму с 60-летием. До Тулы от Москвы всего 160 км. Общественным транспортом добраться туда можно разными способами: такси, автобусом, маршруткой, скорым поездом, экспресс-электропоездом, и обычной электричкой. Самый удобный, быстрый и надежный вариант –по железной дороге: скорым поездом или на экспрессе. В отличие от автомобильной поездки, тут в пробки не попадёшь, от капризов погоды не зависишь, выезжаешь из Москвы из центра, а не южных окраин, до которых с другого конца города несколько часов ходу, поезда ходят четко по расписанию. Да и в самом поезде комфортнее путешествовать: можно и поспать, и поработать в дороге, и почитать, не трясясь по дорожным кочкам, когда книжка или электронное устройство скачет у тебя в руках и едва силишься разобрать, что в этих пляшущих словах сказано.

До недавнего времени путешествие между Тулой и Москвой «по железке» (как называют железную дорогу) было чуть, но-таки дороже поездок на автобусах и маршрутках.

И вот, планируя эту поездку в прошедшие выходные, я с удивлением узнал, что теперь ситуация обратная: поездка по железной дороге до Тулы не просто дешевле, а существенно дешевле автотранспорта – примерно на треть. Видимо, высокая цена на нефть и, соответственно, на топливо вынуждает автоперевозчиков повышать цены, пусть и в ущерб конкуренции с РЖД.

Итак, сейчас на примере маршрута Тула-Москва РЖД явно выигрывает битву с конкурентами – и по удобству, и по цене перевозки. И к этим преимуществам добавляется удобство оплаты железнодорожных билетов.

Года три назад появилась возможность заказывать ж/д билеты через интернет – на сайте rzd.ru. И, как только я узнал о такой возможности, немедленно начал ее использовать – благо ездить по России приходится много (поездка между Тулой и Москвой – лишь недавний пример короткого путешествия).

По правилам российских железных дорог, билет – неважно, каким способом — можно купить не раньше, чем за 45 суток до даты отправления. Обычно, заказывая билет задолго заранее, он обходится дешевле, чем если заказывать в последние несколько дней до поездки. На сайте rzd.ru все варианты поездов, вагонов и билетов с ценами по указанным критериям перед глазами. Выбирай, что нравится. Да и места удобные можно подобрать, особенно если покупаешь билет заблаговременно – на сайте схема любого вагона отображается и все свободные места видны.

Заказывая билет этом сайте, оплачиваешь его платежной картой системы Visa или MasterCard. Соответственно, понимаем, что если покупаем билет сильно заранее, нет никакого смысла платить собственными деньгами. Гораздо проще заплатить кредиткой (чужими деньгами). А уже потом – до окончания льготного периода – полностью погасить беспроцентную задолженность по кредитке.

Но оплатой билета по выгодной цене с подбором подходящего варианта рейса (поезда), типа билета, вагона да и самого места удобство дистанционной покупки не ограничивается.

Вообще мы все помним, что для того, чтобы попасть на поезд, нам надо еще и получить сам бланк билета. После оплаты можно в любой день до отправления поезда, даже в самый день отправления непосредственно перед посадкой прямо на вокзале в специальном терминале «Транскредитбанка» распечатать такой билет, или получить билет в специальном окошке рядом с кассами. Таких терминалов на каждом московском вокзале по несколько штук. И очередей что к ним, что к спецокошку практически не бывает (для знающих – конкурентное преимущество!). Для получения билета вам понадобится номер заказа и номер одного из паспортов людей, кому куплен билет в заказе. Пара минут – и билет у вас в руках. И билеты эти можно получить на любом вокзале любого города России, где есть такие терминалы или спецокошко в кассе.

К слову, в терминале «Транскредитбанка», если вы захватите с собой платежную карту, можно сразу заказать, оплатить и получить билет (то есть, не разбивать по времени процессы заказа-оплаты и получения билета). Но по моему собственному опыту, удобнее заказ и оплату делать через Интернет на сайте rzd.ru – там с результатами поиска билетов удобнее работать и данные пассажиров быстрее на клавиатуре компьютера набираются. А уже потом, если нужны билеты, забрать их на вокзале.

Кстати, купить железнодорожный билет без комиссии можно также через платежные терминалы QIWI по всей стране. Однако, там есть свои ограничения (по сумме к оплате, по времени до рейса, когда сможете приобрести билет). И платить однозначно придется наличными. И забирать билет на вокзале тоже придется. Подробности см. тут: http://pass.rzd.ru/static/public/pass?STRUCTURE_ID=5175.

Если же вы уже на вокзале в Москве – с компьютером или смартфоном – то для вас секретный чит-код (способ ускоренного получения результата) при оформлении билетов. На всех вокзалах Москвы есть бесплатный WiFi-Интернет, так что можете определиться с покупкой билета через свое мобильное устройство, и тут же – в буквальном смысле «не отходя от кассы» (терминалы стоят рядом с кассами) — забрать бланки приобретенных билетов.

Покупая же билет непосредственно на сайте rzd.ru вы получаете еще одно важное преимущество. Но прежде, чем о нем рассказать, давайте вспомним, где вы теперь получаете бланки авиабилетов. Правильно: нигде. Сейчас для нас вполне естественно, что до прибытия в аэропорт нам не нужны никакие бумажные бланки, чтобы сесть на борт самолета. А ведь еще совсем недавно мы и представить себе не могли, как будем обходиться без реального бумажного билета, который можно взять в руки, прочитать по нему информацию о полете и так далее. А вместо этого лететь по какому-то несуществующему в природе электронному билетику (e-ticket), который и пощупать-то нельзя. И ведь привыкли – летаем, да и забыли совсем, что бумажные авиабилеты были когда-то нужны. Теперь достаточно с паспортом приехать в аэропорт вылета и зарегистрироваться на рейс, получив посадочный талон. Между прочим, и регистрироваться можно по интернету, если без багажа летите, а потом распечатать посадочный талон в аэропорту. Но это отдельный разговор.

Итак, возвращаемся к нашим реалиям железнодорожных поездок. А хотели бы вы:

  1. купить дистанционно по карте билет на поезд в России (из дома, из кафе, откуда угодно – из любой точки мира, где есть Интернет)
  2. вообще не получать бумажный вариант билета (читай: не тратить времени на то, чтобы его забирать самому или организовывать за ваш счет его доставку вам)
  3. сесть в поезд, предъявив лишь паспорт и сообщив проводнику пару волшебных слов

?

Если на этот вопрос ваш ответ положительный, полагаю, вы уже подумали, что всё дело в волшебных словах. Так и есть: и этот секрет теперь доступен каждому. За этими словами скрывается «электронная регистрация».

Как этим пользоваться? Прямо на сайте rzd.ru после покупки билета на поезд и не позднее часа до его отправления вы нажатием пары кнопок подтверждаете свою регистрацию на поезд. А дальше – выполняете описанные выше шаги 2 и 3, наслаждаясь сэкономленным временем, силами и деньгами.

Самое же «временнОе окошко» в час до отправления поезда нужно, чтобы сотрудники РЖД распечатали окончательный список пассажиров поезда, что зарегистрировались на него, и раздать распечатки проводникам вагонов.

Так вот в этой недавней поездке из Москвы в Тулу и назад именно электронная регистрация на поезд позволила мне лично получить дополнительный выигрыш. Оплатил кредиткой билеты туда и обратно на сайте rzd.ru за несколько дней до поездки, сразу прошел электронную регистрацию – всё вместе это заняло 10 минут. И никаких походов на вокзал за билетами!

Сама электронная регистрация на поезда появилась в России всего пару лет назад. И с тех пор все железнодорожные билеты, что покупаю, я стараюсь приобретать именно на рейсы, где есть такая регистрация. Как видите, раз попробовав – ощутив реальное удобство этого сервиса – к нему, как и ко всему хорошему, быстро привыкаешь. К сожалению, такая регистрация есть пока не на все поезда. Но РЖД старается и постепенно добавляет рейсы, где эта технология поддерживается.

Я уже отметил выше, что заблаговременное приобретение билетов на поезда позволяет купить их по более привлекательной цене. И вот еще одна свежая новость. РЖД сейчас внедряет технологию Sabre. Что это означает? Для РЖД это обещает более гибкое ценообразование по билетам на поезда и в итоге рост выручки. А за счет чего? Сейчас по факту есть одна цена билетов от 45 до 3 дней до отправления поезда и чуть более высокая цена от 3 дней. С Sabre будет иначе. Как именно? Очень просто: как при покупке авиабилетов. То есть, цена будет повышаться ступенчато несколько раз. Причем цена «в последний момент» будет отличаться от цены для дальновидных пассажиров в разы.

А что же это значит для нас – пассажиров железной дороги? Заказывать билеты заранее! Как говорится, «кто первый встал» (заказал билет раньше всех), тот и получает выгодный тариф. А еще это обещает бонусную программу для часто пользующихся поездами пассажиров. Подробности здесь: http://www.rbcdaily.ru/2012/03/29/industry/562949983391133.

Ну а раз так, резоны заплатить при заказах билетов заранее чужими деньгами (по кредитным картам) становятся еще более актуальными. Соображаете?!

Владимир Гуров

P.S. Если Вам понравилась статья, нажмите кнопки «like» («нравится» и пр.) внизу страницы — расскажите о статье своим друзьям в социальных сетях.

Если Вы хотите оставить отзыв или задать вопрос автору, напишите это в комментариях к статье.

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соцсетях


No Comments.

Leave a Reply

(обязательно)

(обязательно)